Emdrive – это электромагнитный двигатель, генерирующий тягу и имеющий замкнутую систему. Многие эксперты называют такой двигатель «невозможным», но с ними не соглашается создатель концепции двигателя, Роджер Шауэр (Roger Shawyer), продолжая работы по созданию работающего прототипа Emdrive. На проходившей недавно конференции CEAS 2009 European Air & Space Conference, Шауэр сделал доклад, в котором он рассказал о достигнутом прогрессе в деле практической реализации своей концепции. И подчеркнул, что в случае успеха, многие отрасли ждет буквально техническая революция. К этим областям он отнес космические полеты, автомобильный транспорт и, естественно, военную область.
Работа ионного двигателя очень легко объясняется с точки зрения физики: топливо ионизируется, ионы ускоряются в электромагнитном ускорителе и выбрасываются наружу, создавая силу тяги, и т.п. Но работа двигателя EmDrive, который вырабатывает 750 мН тяги из расчета на 2.5 кВт потребляемой энергии, пока еще остается загадкой. Плюс, работа такого двигателя, кажется, вступает в противоречии с некоторыми фундаментальными законами, с законом сохранения энергии в частности.
На сегодняшний день немецкими учеными был проведен "самый чистый" эксперимент с двигателем EmDrive.
Мартин Таймар:
Мы обнаружили, что причиной возникновения "тяги" являются обычные тепловые эффекты. В наших тестах мы использовали такую же конфигурацию, которую использовали специалисты НАСА и лаборатории Eagleworks. При помощи многоточечной измерительной шкалы, имеющей определенную структуру, мы смогли воспроизвести результаты, полученные ранее командой НАСА. Но мы также смогли заставить эти силы исчезнуть, закрепив намертво одну из точек измерительного устройства.
Когда внутрь двигателя EmDrive направляется поток энергии" - рассказывает Мартин Таймар, - "То двигатель нагревается, что приводит к крошечным деформациям, возникающим в элементах крепления. Эти деформации сдвигают начало отсчета измерительной шкалы, что приводит к искажению ее показаний. Используя новую структуру измерительного устройства, мы смогли избежать возникновения деформаций, и результаты наших измерений отличаются от полученных ранее результатов на целых три порядка.
Следует отметить, что все эти "скрещивания копий" вокруг двигателя EmDrive являются лишь следствием больших трудностей в измерении крошечных сил тяги. И все это является демонстрацией того, как за полезное действие могут быть приняты последствия обычного теплового расширения не самой удачной конструкции двигателя.