На прошлой неделе вокруг долгожданного шутера Atomic Heart разразился новый скандал — на сей раз из-за музыки. В последнем трейлере игры звучала композиция «Музыка нас связала», и вскоре после публикации ролик заблокировали на YouTube. Глава студии Mundfish назвал это отголосками 90-х и чем-то вроде рейдерского захвата — с чем не согласен Андрей Литягин, один из основателей группы «Мираж».
По словам юристов Литягина, права на композицию не приобрели должным образом: студия сначала договаривалась с компанией «Топ7», но в итоге совершила сделку с Национальным музыкальным издательством (НМИ). У издательства, как оказалось, есть лишь часть прав — права на переработку песни можно было передать только с разрешения автора. Теперь создателей боевика ждёт судебное разбирательство.
В очередной раз меня изощрённо пропиратили и выставили этаким чудовищем в глазах продвинутых геймеров всей планеты. Ребята, ауууу, я с высшим образованием и представляю, сколько денег Mundfish в теории могла вложить в разработку такой игры. То, что просили мы — это для них не более чем чаевые в ресторане. И не надо дурить голову молодым геймерам, замершим в ожидании вожделенного релиза! Mundfish уже валяет дурака почти два месяца, наши переговоры стали напоминать анекдот, и в результате они просто сунули голову в песок и перестали выходить на связь. Мы им говорили, что у НМИ нет необходимого им объёма прав на мою композицию «Музыка нас связала», предлагали: ребята, типа давайте порешаем всё цивилизованно и делайте что хотите с вашим Atomic Heart! Пожадничали? А теперь, господа, я из вашего релиза сделаю судебный кошмар на долгие годы! Вы как минимум уже себе заработали негативную репутацию. Мой вопрос — оно того стоило?
Глава студии Mundfish Роберт Багратуни развёрнуто ответил на этот комментарий. Если вкратце: неприятная история, в которой они сами не виноваты, никак не повлияет на релиз.
После того как мы уже заключили договор, нам пишет человек по фамилии Черкасов и говорит: «Купите права ещё и здесь». Мы в ответ: «Окей, докажите сначала, что у вас есть на это юридические основания». На протяжении более чем двух месяцев он не предъявил документов, на основании которых мы «должны купить права ещё и у него». Мы пытаемся разобраться в ситуации: «Окей, может, мы поговорим с композитором?» С композитором официальный представитель нас тоже не связал. Он просто говорит: «НМИ вас разводит, прав на "Мираж" у них нет, композитор в истерике, либо заплатите в несколько раз больше, чем вы уже заплатили НМИ, либо бан».
То есть, ещё раз, композитор на связь с нами не вышел, но при этом утверждает, что мы засунули голову в песок. Никаких договорённостей по факту обращения Черкасова достигнуто не было, и юридических документов, доказывающих, что в НМИ не правы, предоставлено не было.
Дальше вообще классно. Трейлер блокируют, а композитор Литягин, так и не выйдя с нами на связь лично, сразу даёт публичный комментарий: что мы не имели права редактировать композицию (мы использовали фонограмму, которую нам предоставили НМИ, без каких-либо изменений, противоречащих договору), а деньги, которые он просит, это для нас «чаевые в ресторане».
Я так понимаю, что «Мираж» собирает чаевые уже давно: там уже 3 или 4 судебных иска, постоянные делёжки прав, о которых мы узнали только сейчас, по факту, когда нас начали затягивать в это болото.
<...>
Нас это в любом случае не касается: это спор между «НМИ», у которых мы своими глазами видели полные права, и «Топ7» с их представителем, Черкасовым. Нам же в итоге важен только один вопрос: «Как это повлияет на Atomic Heart?» Ответ: «Никак».
Мы отдаём предпочтение советской аутентичной музыке 60-х и 80-х годов. И «Мираж», конечно, был одним из наших фаворитов. До сегодняшнего дня.
Наша работа — делать игру, а не волноваться о том, сколько чаевых мы ещё должны, по мнению официанта. Сами понимаете: это какое-то супертоксичное поведение, и ни один нормальный человек не захочет с этим связываться. Мы, в первую очередь, про крутую музыку и творчество. Очень жаль, что ребята в 2021 году оказались не про это.